Наталья Елисеева (nelispenza) wrote,
Наталья Елисеева
nelispenza

Categories:

Уральский тупик в Пензе

Группа пензенских блогеров посетила вокзал Пенза-I во вторник, 19 июля. Экскурсию провел директор музея истории пензенской железной дороги Александр Сачков. Он рассказал том, как строилась железнодорожная ветка в Пензе, показал вагоноремонтные мастерские, построенные еще в XIX веке, действующую водонапорную башню, нефтекачку, старинное 6-стойловое и современное паровозовагоноремонтное 24-стойловое депо с поворотным кругом.

Александра Сачкова надо слушать. Просто записать то, что он говорит и показывает, почти невозможно. Поэтому приведу лишь отрывки, которые удивили меня и запомнились.


Блогеры прослушали правила безопасного поведения на железной дороге (не падать, не заходить, за провода не хвататься), расписались и отправились на экскурсию.

Блогер perepe4atnikov расписывается в журнале по технике безопасности 

В Пензе есть Уральский тупик.

Уральский тупик — это часть бывшего первого пути на вокзале Пенза-I, который рассекли на две части при расширении пассажирской платформы. А бывший второй путь стал современным первым. Уральский тупик находится почти сразу за окончанием пассажирской платформы с восточной стороны.

Директор музея истории пензенской железной дороги Александр Сачков и блогеры. Фото Алексея Горячева

Колокольня Дворца железнодорожников

В год завершения строительства железной дороги — в 1874 году — в Пензе был заложен Богоявленский станционный храм, который возводили 10 лет. В передней части храма началось строительство 40-метровой колокольни. В августе 1891 года через Пензу проезжал цесаревич Николай, и вся Пенза собралась встречать «обожаемого монарха». Леса колокольни облепили люди. Это ли послужило причиной или конструктивные просчеты, но через два месяца недостроенная колокольня рухнула. Восстанавливать ее не стали, а возвели деревянную звонницу на другой стороне здания.
В советские годы здание передали Дворцу железнодорожников, оставив внешние стены, полностью перестроили внутренние помещения, и сейчас использование здания в качестве храма невозможно. Имя Феликса Дзержинского было присвоено Дворцу железнодорожников, так как в течение некоторого времени он был наркомом путей сообщения.

Четыре здания Пензы-I

Вокзал Пенза-I увеличивался после каждой перестройки в несколько раз. И при этом изменялся, повинуясь велению времени. Было время, когда центральным элементом фасада была часовня во имя царя Александра II, и на ней красовалась надпись «Царю Освободителю». В настоящее время идет работа по созданию проекта нового, четвертого, здания вокзала. Намечено реконструировать подземный переход, ведущий на автовокзал, задействовать крышу здания, отремонтировать станционную гостиницу.

Двухуровневая железная дорога

На месте современного подземного перехода сто лет назад существовал надземный переезд, по которому добирались на ярмарочную площадь конные повозки. При увеличении количества путей надземный переезд пришлось заменить подземным. Под путями вырыли подкоп, по которому проезжали повозки. Затем была построена узкоколейная железная дорога, которая доставляла рабочих из центра города — из района драматического театра до завода ЗИФ. Дорога просуществовала три года, а потом была закрыта, так как ходившая по ней железнодорожная повозка регулярно переворачивалась на крутых поворотах из-за несоблюдения скоростного режима.
Дорогу разобрали, а при строительстве третьего здания вокзала в 70-х годах XX века сделали пешеходный подземный переход с выходами к платформам.

Водонапорная башня

На территории вокзала Пенза-I есть действующая водонапорная башня, построенная в конце XIX века. Ее почти не видно за зданием резерва проводников. Внутри сохранилась чугунная лестница, две емкости и все водонапорное оборудование. Низ башни сделан из красного кирпича на века. Верх — деревянный и со временем обветшал. В настоящее время идет ремонт башни. И остается надеяться, что руководство РЖД вложит средства в восстановление исторического облика сооружения, а не даст команду просто обшить сайдингом на современный манер.

Действующая водонапорная башня на станции Пенза-I

Поворотный круг

За историю существования пензенской железной дороги на станции было три поворотных круга. Два из них полностью разобраны и место можно угадать, только когда специалист покажет — вот здесь был круг. Третий существует и активно работает в новом веерном паровозовагоноремонтном депо.
Старое 6-стойловое депо (возле которого был второй круг) может увидеть любой житель города со стороны улицы Дзержинского. Первое же закругленное здание старинной постройки из красного кирпича и есть это депо. Оно планировалось большим, но в итоге была построена лишь часть. Поворотный круг перед зданием регулярно заливало водой, механизм ржавел и поэтому, чтобы повернуть 70-тонный паровоз, приходилось собирать не столько всех железнодорожников, но и служащих станции.
Сейчас круг поворачивается за счет электрической тяги. Есть специальный замок, который помогает точно сопоставить пути. Оборот он делает примерно за минуту. Последняя версия поворотного круга была смонтирована в начале 90-х годов.
Ремонтное депо разделено на несколько мастерских, в которых производятся разные виды работ. Поэтому локомотив периодически перетаскивают с помощью круга и вспомогательного локомотива из одного бокса в другой.
Непригодные к ремонту локомотивы разрезают на металлолом.

Повортный круг на станции Пенза-I. Фото Алексея Горячева

Фальсификация истории


На одном из зданий в районе улицы Дзержинского есть табличка, что «Депо Пенза-I основано 19 октября 1873 года». Однако, строительство станции начиналось с другой стороны на расстоянии около двух километров к востоку. Там сейчас осталась стена ремонтной мастерской, которая используется как забор. Возможно, поэтому памятная табличка установлена на другом здании, построенном много позже, а рядом разбит цветник.

Памятная табличка. Фото Алексея Горячева

Алексей Ухтомский

К моему стыду, фамилия Ухтомский у меня ассоциируется с чем-то из советской истории (чем не ясно) и улицей в Пензе. На территории станции стоит памятник Алексею Ухтомскому, который работал в Пензе помощником машиниста паровоза, а спустя четыре года сам стал машинистом.

В Интернете нашлось, что после переезда в Рузаевку Алексей Ухтомский стал активным социалистом-революционером. Его главным делом была пропаганда идей партии. В 1905 году ему было поручено подготовить железнодорожников ко всеобщей забастовке. 4 декабря 1905 года МК РСДРП принял решение о всеобщей стачке и вооруженной борьбе против самодержавия. 10 декабря стачка переросла в вооруженное восстание.

Под руководством Ухтомского и Шестакова был оборудован специальный поезд, на котором боевая дружина на участке Москва — Голутвин разоружала полицию, резала провода правительственного телеграфа, задерживала и обезоруживала воинские эшелоны, шедшие из Маньчжурии, устраивала среди солдат митинги, призывая к борьбе с самодержавием.

Через неделю на станции Люберцы Ухтомского опознали по карточке, имевшейся в карательной экспедиции, и задержали. 17 декабря 1905 года вместе с шестью другими рабочими-дружинниками он был расстрелян без всякого суда. (полная версия здесь)

Памятник Алексею Ухтомскому на станции Пенза-I. Фото Алексея Горячева

Музей

В Пензе есть музей истории железной дороги. Его основным идеологом является Александр Сачков. И если есть желание узнать об истории Пензы и России в свете развития железнодорожных перевозок, увидеть макеты зданий, станций и паровозов, множество архивных документов, фотографий и технических приспособлений, то зайдите во Дворец железнодорожников.


Большое спасибо пресс-секретарю Пензенского региона КбшЖД Алевтине Голдиновой за согласование с руководством магистрали экскурсии для непонятных многим блогеров.

Пресс-секретарь Пензенского региона КбшЖД Алевтина Голдинова


Tags: заметки, сообщество, экскурсия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments